Крестовский Всеволод Владимирович

Долгое время отечественные телезрители следили за приключениями героев телесериала Петербургские тайны, поставленного по роману Всеволода Владимировича Крестовского Петербургские трущобы, который неоднократно переиздавался в последние годы.

Крестовский Всеволод Владимирович (1840 — 1895)

Александр Репников, Москва

К
165-летию со дня рождения писателя, офицера, военного корреспондента, автора
романов «Петербургские трущобы» и «Вне закона»

Долгое
время отечественные телезрители следили за приключениями героев телесериала
Петербургские тайны, поставленного по роману Всеволода Владимировича
Крестовского Петербургские трущобы, который неоднократно переиздавался в
последние годы. Благодаря телевизионной постановке Крестовский известен сейчас
как автор одного романа. Такая же участь постигла его и при жизни, а между
тем Всеволод Владимирович написал ряд произведений, сохранивших свою
актуальность и до сегодняшнего дня.

Всеволод
Крестовский родился 165 лет назад 11 февраля 1840 года. Он происходил из
старинного, но разорившегося дворянского рода. Еще в гимназии он начал писать
стихи и рассказы. Один из них Вдовушка попал в руки инспектору гимназии, был
найден скабрезным и предан сожжению. Самому Крестовскому было приказано больше
не заниматься пустяками, но к счастью, он продолжал писать. После окончания
гимназии его произведения печатаются в Отечественных записках, Русском
слове и других журналах. Литературный успех пришел к Крестовскому после того,
как был опубликован его роман Петербургские трущобы, увидевший свет в журнале
Отечественные записки в середине 60-х гг.

Роман
был написан на богатом фактическом материале. Что бы изучить жизнь обитателей
трущоб, Крестовский совершал путешествия в городские вертепы, и злачные места,
что было далеко не безопасно. Один раз он, даже провел ночь в полиции, после
посещения трактира, где в момент его присутствия произошла драка между ворами.
Читающая публика восприняла роман как увлекательное авантюрное произведение. Но
сам автор надеялся, что его произведение, прежде всего, заставит читателя
призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка. В обращении к читателю
романа он задавался вопросом: Отчего эти голод и холод, эта нищета,
разъедающая в самом центре промышленного богатого и элегантного города, рядом с
палатами и самодовольно сытыми физиономиями? Как доходят люди до этого
позора: порока, разврата и преступления? 1
. Этот же вопрос вполне можно
задать и сегодня.

Важное
место в творчестве Крестовского занимала национальная проблематика. Так, в
незавершенной трилогии Тьма Египетская, Тамара Бендавид и Торжество Ваала
затрагивался еврейский вопрос. Характерно, что, по словам самого автора, у
него ушло до десяти лет на изучение библии, талмуда и проч., не говоря уже о
личном, практическом знакомстве с еврейским бытом и миром 2
. Крестовский считал
необходимым подковаться… на четыре ноги, прежде чем приступать к такой
острой теме. Публикация трилогии в Русском вестнике натолкнулась на
сопротивление редактора журнала М.Н. Каткова, и только после его ухода стало
возможно напечатать произведение полностью. Переизданная в 1993 г. книга и
поныне пользуется вниманием читателей. Найти ее в продаже практически
невозможно.

Роман
Крестовского Кровавый пуф, состоящий из двух произведений: Панургово стадо
и Две силы был переиздан 1995 году. Он имеет подзаголовок Хроника нового
смутного времени Государства Российского и затрагивает польский вопрос. В
1863 г., в период польского восстания, Крестовский прибыл в Польшу в качестве
члена комиссии для исследования подземелий Варшавы, в которых повстанцы
укрывались от правительственных войск. Именно находясь в Варшаве, и общаясь с
поляками, он задумал написать этот роман.

Повесть
Крестовского Деды, рассказывающая о царствовании Павла I явилась результатом
изучения исторических источников, обнаруженных в архивах. При этом Крестовский
стремился избавить образ Павла I от огульного очернения.

Увлекательный
роман Крестовского Вне закона, не уступающий по сюжету Петербургским
трущобам, был переиздан в 1995 году в серии Старый уголовный роман.
Рассматривая в нем вечную проблему преступления и наказания, автор показал,
как совершенное преступление разъедает душу человека. Идея высшего суда,
находящегося вне закона и вне людской компетенции, незримо присутствует в
романе. Судьба сама карает преступников и предателей, и в конце книги главная
героиня говорит своему соучастнику: Нас оправдал суд человеческий, но все-таки
и вы, и я… все мы несем в самих себе нашу заслуженную кару, только кара эта
вне закона 3
.

В
1867 г. Крестовский поступил юнкером в Ямбургский уланский полк и вскоре
получил офицерский чин поручика. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
он посылал корреспонденции с театра военных действий. Военная служба
Крестовского нашла свое отражение в нескольких книгах, одна из которых
Очерки кавалерийской жизни, была переиздана в 1998 году. Знавший об
офицерском быте, Крестовский был весьма озабочен тем, что офицеры из-за
стесненности в деньгах вынуждены уходить в службу по акцизу, по контролю или
по железным дорогам 4
.

Умер
Крестовский 18 января 1895 г. в Варшаве и был похоронен в Петербурге на
кладбище Александро-Невской лавры.

1
Крестовский В.В. Петербургские трущобы. Т.1. М., 1994. С.25.

2
Крестовский В.В. Торжество Ваала. Деды. Т.2. М., 1993. С.436.

3
Крестовский В.В. Вне закона. М., 1995. С.381.

4 Крестовский
В.В. Очерки кавалерийской жизни. М., 1998. С.5.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-deti.ru/