Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

20 февраля 1852 года, в семье штабс-ротмистра лейб-гвардии Уланского полка родился Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, будущий инженер-путеец и писатель, основатель Новосибирска.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

20
февраля 1852 года, в семье штабс-ротмистра лейб-гвардии Уланского полка родился
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, будущий инженер-путеец и писатель,
основатель Новосибирска. Его род был настолько старинным и знатным, что крестил
его сам император Николай I. По иронии судьбы крестной матерью стала мать одной
из самых пламенных революционерок-террористок Веры Засулич.

В
1872 году Н. Г. Михайловский поступил в Институт путей сообщения. В отличие от
многих своих сверстников (как, впрочем, и наших современников) он во время
своих «трудовых семестров» занимался самой что ни на есть настоящей
практикой — ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию.
Строительство железных дорог и порта в районе Бургаса после окончания института
сделало его первоклассным инженером. Потом было строительство дорог, тоннелей и
мостов под Батуми, практически на всей территории, европейской России, на Урале
и даже в Корее. Оригинальные инженерные решения Михайловского давали
многомиллионную экономию. Так, например, первоначальная стоимость
железнодорожного пути была снижена со 100 до 40 тыс. рублей за версту. Писатель
А. И. Куприн отмечал: «Специалисты уверяют, что лучшего изыскателя и
инициатора — более находчивого, изобретательного и остроумного — трудно себе
представить».

В
1891 году Николай Георгиевич руководил изыскательными работами на участке
Челябинск — Обь Западно-Сибирской железной дороги. Именно здесь, на месте
будущего Новосибирска, он выбрал место под строительство моста через Обь. Тогда
в своем дневнике он писал: «Пока здесь вследствие отсутствия… железных
дорог все спит… Но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на
развалинах старой — новая жизнь». Однако с «Кривощековским
вариантом» категорически было несогласно томское и барнаульское
купечество. Одна из местных газет даже писала о Гарине-Михайловском: «Сей
инженер подослан одной из иностранных держав…». По воспоминаниям
инженера Г. М. Будагова, возглавлявшего строительство железнодорожного моста
через Обь, «Присутствие в составе строительной администрации
инженера-литератора Николая Георгиевича Михайловского-Гарина — остроумного,
талантливого человека и превосходного товарища — делало всю внутреннюю жизнь
строителей и их деятельность как-то особенно красочной и приятной».

Другой
жизненной стезей Гарина-Михайловского стала писательская деятельность. Николай
Георгиевич печатался под псевдонимом Н. Гарин (от имени сына — Георгий, или, как
звали в семье, Гаря). Наиболее известна его биографическая тетралогия
(«Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты»,
«Инженеры»). Инженерная слава и его несомненный литературный талант
вызывали у собратьев по перу уважение и даже… суеверный страх. Писатель
Леонид Андреев, например, говорил: «Я его боюсь, он инженер. Приладит
незаметно мне какое-нибудь колесико, и покачусь я по его рельсам».

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pereplet.ru